ДЦП

Содержание
  1. Детский церебральный паралич (ДЦП): что стоит за диагнозом?
  2. Обследование при ДЦП
  3. Факторы риска развития ДЦП
  4. Виды Детского церебрального паралича
  5. Симптомы ДЦП
  6. Как вылечить Детский церебральный паралич?
  7. Причины, виды, стадии и лечение детского церебрального паралича
  8. Детский церебральный паралич: причины, виды и стадии
  9. История открытия болезни
  10. Причины ДЦП
  11. Виды ДЦП
  12. Спастический церебральный паралич
  13. Дискинетический церебральный паралич (G 80.3)
  14. Атаксическая форма ДЦП (G 80.4)
  15. Смешанные формы (G 80.8)
  16. Стадийность ДЦП
  17. Диагностика детского церебрального паралича
  18. Лечение детского церебрального паралича
  19. Медикаментозное лечение при ДЦП
  20. Немедикаментозное лечение ДЦП
  21. Лфк при дцп
  22. Тср при дцп
  23. Хирургическое лечение ДЦП
  24. Другие методы лечения
  25. Педагогические занятия с ребенком, больным ДЦП
  26. Инвалидность при ДЦП
  27. Прогноз и уровень жизни при ДЦП
  28. Дцп – причины возникновения и основные симптомы: что это за болезнь и лечится она или нет
  29. Общая характеристика ДЦП
  30. Формы детского церебрального паралича
  31. Причины ДЦП у новорожденных
  32. Лечение
  33. Вывод
  34. Дцп бывает, если неправильно приняли роды? а интеллект страдает? вылечить можно? важные вопросы о церебральном параличе — meduza
  35. Почему говорят «детский церебральный паралич»? У взрослых его не бывает?
  36. Правда, что к церебральному параличу могут привести неправильно принятые роды?
  37. Люди с церебральным параличом чем-то отличаются от остальных по умственным способностям?
  38. В каком возрасте можно понять, что у ребенка церебральный паралич?
  39. От церебрального паралича можно как-то защититься?
  40. Церебральный паралич лечится?
  41. Говорят, люди с тяжелой формой церебрального паралича иногда начинают ходить. Это правда?
  42. Есть масса всяких методов, лекарств, которые вроде как помогают при церебральном параличе — что реально работает?
  43. Каково это — жить с церебральным параличом в России?

Детский церебральный паралич (ДЦП): что стоит за диагнозом?

ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это отдельное заболевание, а целый спектр двигательных расстройств, которые возникают из-за повреждения мозга в перинатальном периоде.

В группу нарушений, которые объединяет термин Детский церебральный паралич принято включать:

  • моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы,
  • патологические изменения мышечного тонуса,
  • гиперкинезы,
  • нарушения речи,
  • шаткость походки,
  • расстройства координации движений,
  • частые падения,
  • отставание ребенка в моторном и психическом развитии.

В отдельности все эти состояния могут говорить и о других неврологических или психических проблемах. Именно поэтому так важно, чтобы заключение о наличии или отсутствии ДЦП давал именно врач. Материал носить только ознакомительный характер.

Обследование при ДЦП

При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения, внести ясность поможет диагностика.

Диагноз Детский церебральный паралич ставят по клиническим данным и результатам обследований.

Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на то, чтобы выявить дополнительные проблемы со здоровьем и исключить другую врожденную патологию. Спектр исследований рекомендует врач, они носят индивидуальный характер.

Факторы риска развития ДЦП

Причины ДЦП заключаются в раннем поражении мозговых структур. Во время беременности или, как это часто бывает, тяжелых родов, клетки мозга гибнут по каким-то причинам. Во время беременности стать причинами токсического поражения могут:

  • фетоплацентарная недостаточность,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • токсикозы (но не любые, а очень тяжелые формы),
  • нефропатия беременных,
  • инфекции (цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис),
  • резус-конфликт,
  • угроза прерывания беременности,
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия),
  • перенесенные женщиной в период беременности травмы.

Во время родов другие факторы риска развития ДЦП:

  • тазовое предлежание плода,
  • стремительные роды,
  • преждевременные роды,
  • узкий таз,
  • крупный плод,
  • чрезмерно сильная родовая деятельность,
  • затяжные роды,
  • дискоординированная родовая деятельность,
  • длительный безводный период перед родами,
  • родовая травма.

В послеродовом периоде такими факторами становятся:

  • асфиксия,
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

Все это — лишь факторы риска, а не обязательные условия развития ДЦП.

Виды Детского церебрального паралича

Существует несколько видов ДЦП:

  1. спастическая диплегия
  2. гемипаретическая форма
  3. гиперкинетическая форма
  4. двойная гемиплегия
  5. атонически-астатическая форма
  6. смешанные формы.

Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, которое ведет к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, которая проявляется парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур.

Клинически данная форма Детского церебрального паралича проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка.

При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не могут не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются и смешанные варианты ДЦП, сочетающие разные формы.

Симптомы ДЦП

Как можно заподозрить Детский церебральный паралич? На первые признаки, если форма ДЦП не настолько тяжелая, чтобы ее можно было распознать сразу же, часто обращают внимание мама или папа ребенка, другой родственник. Ребенок должен развиваться в определенном темпе и, если есть задержка психо-моторного развития:

  • ребенок в определенном возрасте не держит голову,
  • не следит за игрушкой,
  • не поворачивается,
  • не пытается ползать,
  • не гулит и т.д.

Это может и не быть симптомом ДЦП, но точно является поводом посетить специалиста, чтобы скорректировать возможные дефициты.

Еще один тревожный симптом — ребенку тяжело глотать, у него проблемы с речью.

Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности.

Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если Детский церебральный параличсопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием.

У ребенка с ДЦП обычно понижен мышечный тонус. Формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки).

Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения.

Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

ДЦП гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными движениями: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

Сопровождать ДЦП могут такие проявления, как косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи, эпилепсия, тугоухость, ЗПР и ЗРР.

Как вылечить Детский церебральный паралич?

Так как ДЦП — это не отдельное заболевание, а целая группа состояний, полученных на самых ранних стадиях развития ребенка, вылечить, как болезнь ДЦП нельзя.

Но благодаря реабилитации, способности мозга ребенка к восстановлению, многие проявления ДЦП со временем уходят, состояние ребенка улучшается.

По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. В действительности Детский церебральный паралич не прогрессирует в течение жизни.

Только под влиянием дополнительных соматических заболеваний могут возникать ухудшения. А вот постоянная реабилитация наоборот улучшит состояние и даст шанс на значительное повышение качества жизни. Детский мозг гибок и пластичен, здоровые ткани могут взять на себя функции поврежденных структур.

Источник: https://www.pravmir.ru/dcp/

Причины, виды, стадии и лечение детского церебрального паралича

ДЦП

При поражении мозговых структур в перинатальном (внутриутробном) периоде или при рождении у ребенка может наблюдаться болезнь, непрогрессирующая со временем, проявляющаяся в симптомах спастических параличей, мышечной атаксии, дискинетических нарушений, в половине случае — в расстройстве интеллектуальных и речевых способностей. Все эти симптомы объединены под единым диагнозом — детский церебральный паралич. В чем суть этой патологии?

Детский церебральный паралич: причины, виды и стадии

Но вначале о том, как впервые было открыто это страшное детское заболевание.

История открытия болезни

  • В 1830 г. британский хирург Джон Литтл описал позотонические рефлексы в виде спастического паралича и плегии ног у новорожденных, появившихся на свет с асфиксией (кислородным голоданием) — такое часто бывает при родовых травмах, например, когда пуповина стягивает шею плода, приводя к удушению. Ученый заключил, что причина нарушений — повреждение центральной нервной системы (а именно, спинного мозга) новорожденного.
  • Диагноз «церебральный паралич» ввел в обиход канадец Ослер.
  • Заслуга появления полного названия патологии «детский церебральный паралич», используемого в настоящее время, принадлежит известному психологу и неврологу немецкому доктору Зигмунду Фрейду, который в 1893 г. установил связь нарушений развития мозга плода с возникновением параличей и остальных симптомов, сопровождающих ДЦП.

Фрейд также провел классификацию ДЦП, которая с небольшими изменениями (из нее исключена параплегическая ригидность плюс заменены некоторые названия) используется и по сей день.

Почему возникает эта болезнь?

Причины ДЦП

причина церебрального паралича в патологических изменениях, происходящих в коре, подкорковом слое, стволе и капсулах головного мозга (г. м.). Наследственность может играть роль лишь в 10 — 15% всех клинических случаев.

Привести к этим патологиям в свою очередь могут такие причины:

  • недоношенность плода;
  • родовая травма;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • гипоксия и проявления ишемии г. м.;
  • инфекционные заражения плода в утробе матери;
  • несовместимость резус-факторов материнской крови и эмбриона;
  • инфекционные и токсические поражения г. м.;
  • наследственная олигофрения и др. причины.

Виды ДЦП

В МКБ 10 детский церебральный паралич находится в группе заболеваний ЦНС под кодом G 80.

Спастический церебральный паралич

СЦП может развиваться в трех формах:

Спастическая тетраплегия (G 80.0)

  • Это двухсторонняя гемиплегиях (поражаются обе руки или обе ноги), больше выражена именно в ногах.
  • Частота распространения: около 2%.
  • Причины:
    • нейронный некроз;
    • поражение белого вещества г. м., преимущественно возле мозговых желудочков.
  • Симптомы:
    • псевдобульбарный синдром (ПБС): триада признаков — нарушение речи (дизартрия), потеря голоса (дисфония), затрудненное глотание (дисфагия);
    • квадриплегия (нарушены функции обеих рук и ног);
    • зрительные (в основном, в виде косоглазия), речевые, когнитивные расстройства;
    • эпилепсия (в половине случаев);
    • контрактуры, сильные деформации в конечностях и туловище.
  • Возможность социальной адаптации самостоятельного ухода за собой: исключена.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла (G 80.1)

  • Тетрапарез с большим проявлением симптомов в ногах.
  • Частота: 40%.
  • Причины:
    • недоношенность;
    • перивентрикулярный (околожелудочковый) лейковариоз (поражение белого вещества) — чаще задних отделов;
    • разрыв корково-ядерных путей.
  • Симптомы:
    • ПБС;
    • замедленное развитие речи и психики (при относительной сохранности интеллекта);
    • часто наблюдается косоглазие и расстройства слуха;
    • ○ значительные (в сравнении с гемипарезом) двигательные ограничения.
  • Возможность адаптации: самая благоприятная из всех видов ДЦП.

Гемиплегия (G 80.2)

  • Одностороннее спастическое поражение, чаще руки. Страдают в основной массе доношенные новорожденные.
  • Причины:
    • геморрагический инфаркт головного мозга около желудочков (перивентрикулярный инфаркт);
    • ишемический или геморрагический инфаркт в одно из полушарий.
  • Симптомы:
    • специфическая походка с признаками циркумдукции (нога при движении описывает круг);
    • наблюдается задержка речевого и психического развития;
    • преобладают интеллектуальные расстройства — двигательные функции затрагиваются меньше;
    • случаются эпилептические припадки.
  • Возможность социальной адаптации — низкая.

Дискинетический церебральный паралич (G 80.3)

Дискинезия проявляется в беспорядочных неконтролируемых движениях.

  • Причины:
    • поражение эритроцитов (гемолитическая болезнь) новорожденных;
    • патологии экстрапирамидных систем г. м. и слухового анализатора.
  • Симптомы:
    • врожденная желтуха;
    • гиперкинезы по типу атетоза (медленных тонических судорог в руках, ногах, туловище и лицевой области), хореастоза (сочетание беспорядочных быстрых движений (хореи) с медленными судорогами, торсионной дистонии (непроизвольные спазмы в мышцах, в том числе и антагонистах);
    • повышение мышечного тонуса, в сочетании с параличами и парезами;
    • дизартрия;
    • интеллект в большинстве случаев сохранен.
  • Способность к социальной адаптации: нормальная.

Атаксическая форма ДЦП (G 80.4)

В отличие от спастического ДЦП, данная форма патологии характеризуется мышечной вялостью, снижением тонуса мышц. При этом сухожильные и периостальные рефлексы наоборот повышаются.

  • Причины: поражение лобных долей г. м., мозжечка и мозжечковых путей.
  • Симптомы:
    • мышечная атаксия;
    • асинергия — нарушение скоординированности движений, что проявляется в неспособности удерживать равновесие при изменении наклона туловища (например, при наклоне туловища назад у больного не происходит сгибание коленей, и он падает в сторону наклона туловища), невозможности фиксировать конечности (больной, когда садится на кровати, не может встать с нее, опираясь ногами о пол) и т. д.

Смешанные формы (G 80.8)

Наиболее часто диагностируются сочетания:

  • спастического ДЦП и дискинезии;
  • спастичность с проявлениями гемиплегии.

Также существует неуточненная форма ДЦП — G 80.9

Стадийность ДЦП

Различают три стадии детского церебрального паралича:

  • ранняя — у младенца 4 — 5 месячного возраста;
  • начальная (резидуальная) — от полугодичного до трехлетнего возраста;
  • поздняя — начиная с трех лет.

Детский церебральный паралич может диагностироваться и у взрослого, так как данное заболевание сохраняется на всю жизнь.

Диагностика детского церебрального паралича

Чем раньше обнаружен церебральный паралич у детей, тем успешнее он поддается лечению. К сожалению, двигательные расстройства замечаются не на самой ранней, а на начальной стадии.

Вовсе не всякий паралич, диагностируемый у ребенка, является ДЦП: церебральный паралич подтверждается примерно в одной трети случаев.

Лучший способ диагностики — томографический. МРТ или КТ показывают:

  • атрофию корковых и подкорковых мозговых структур;
  • снижение плотности или разжижение белого вещества;
  • псевдоэнцефалопатию.

В оставшихся ⅔ случаев устанавливается не ДЦП, а такие заболевания:

  • черепно-мозговая травма;
  • инсульт;
  • ишемия спинного мозга;
  • наследственные параличи и парезы;
  • спинальная амиотрофия Вердинга — Гофмана;
  • аутизм;
  • синдром Джакомини и др. болезни.

Лечение детского церебрального паралича

В лечебный план, помимо медикаментозного лечения ДЦП, входят меры по созданию условий для улучшения качества жизни ребенка, развитию его речевых навыков, сенсорно-моторных функций, социальной адаптации в обществе.

Медикаментозное лечение при ДЦП

Оно симптоматическое и направлено на уменьшение мышечных спазмов и тонуса, для чего назначаются:

  • спазмолитики, которые порой применяются в виде постоянных лекарственных, имплантируемых под кожу помп: баклофен, толперизон и др.;
  • ботулотоксины (ботокс, ксеомин).

Если ДЦП сопровождается эпилепсией, назначаются противосудорожное препараты.

Лечение ДЦП ноотропными препаратами (церебролизином, глицином, актовегином, кортексином и т. п.), лекарствами, улучшающими кровообращение и метаболизм, антиоксидантами, гомеопатическими средствами и стволовыми клеткам в мировых научных кругах признано в настоящее время бездоказательным.

Лечение церебрального паралича в детском возрасте препаратами циннаризин и кавинтон противопоказано.

Немедикаментозное лечение ДЦП

Для устранения спазмов и тонических судорог применяется лечебная физкультура и массаж.

Лфк при дцп

  • ЛФК выполняется регулярно;
  • дозировка упражнений и нагрузок нарастает постепенно;
  • подбираются упражнения на растяжение, снятие спазмов и тонических судорог, взаимодействие различных мышечных групп, выносливость;
  • проводится обучение правильной ходьбе;
  • нежелательные движения тормозятся при помощи специальных приспособлений.

Другая важная задача — обеспечить возможность ребенку мобильно передвигаться, развиваться и соблюдать гигиену, для чего используются технические средства реабилитации (ТСР).

Тср при дцп

К ТСР относятся:

  • Ходунки. Их роль — поддержание равновесия. Благодаря специальному колесному заднему механизму, предотвращается задний ход и переворот.
  • Инвалидные кресла разного назначения и типа: домашние, прогулочные, механические, с электроприводом. Некоторые кресла оборудованы столиками.
  • Вертикализаторы. Благодаря фиксации в области ступней, колен, бедра и поясницы, они помогают ребенку поддерживать вертикальное положение и наклоняться вперед. Часто к вертикализатору прилагается и столик.
  • Параподиумы — система ортезов и лангетов, применяемых при атаксическом церебральном параличе.
  • Нагрузочные костюмы Адели, Атлант, Грависта, которые используются при ЛФК.
  • Специальная мебель: стулья с абдуктором, ремнями для страховки и регулируемые столы.
  • Тренажеры (для ходьбы, беговые, велотренажеры, стабилометрические платформы).
  • Трехколесный велосипед: имеется возможность стороннего управления педалями и ручка сзади для толкания; руль не связан с колесами; оборудован ножными фиксаторами, манжетами для кистей.
  • Приспособления для гигиены: сиденье для ванной; туалетное кресло.

Хирургическое лечение ДЦП

Существуют такие методы операционного лечения церебральных детских параличей:

  • пластические операции на мышцах и сухожилиях;
  • корригирующая остеотомия;
  • артродез;
  • устранение контрактуры путем иссечения мышцы или при помощи дистракционных аппаратов для вытяжения.

Нейрохирургические операции:

  • эпидуральная нейростимуляция;
  • иссечение нерва;
  • ризотомия;
  • операции в подкорковом слое г. м.

Другие методы лечения

При лечении ДЦП используются и новые современные методики:

  • Войт — терапия (рефлекторная локомоторная терапия путем активации двигательных рефлексов).
  • Пет-терапия (лечение при помощи домашних животных).

Больному ДЦП рекомендовано ежегодное санаторно-курортное лечение.

Педагогические занятия с ребенком, больным ДЦП

Необходимы регулярные занятия с логопедом и психологом: логопед проводит занятия по артикуляции, а психолог обучает ребенка коммуникативных способностям, умению адаптироваться в обществе, нормальному социальному поведению.

Ребенка также учат всевозможным манипуляциям (правильно держать в руках ручку, ложку, ножницы и другие предметы) и умению ухаживать за собой.

Инвалидность при ДЦП

Инвалидность (1 — 3 гр.) при детском церебральном параличе устанавливается, начиная с 18 лет, а до этого применяется категория «ребенок-инвалид».

Основанием для присвоения этих категорий является медико-социологическая экспертиза (МСЭ), которая проводится по бальной системе. При этом учитываются такие критерии:

  • клиническая форма ДЦП;
  • степень выявленных нарушений и их характер;
  • нарушения охвата, способности держать предмет, опорных и двигательных функций в одной или обеих конечностях;
  • речевые дисфункции;
  • степени расстройств психики (от легкой когнитивной формы до глубокой умственной отсталости) с дизартрией или без нее;
  • наличие эпилепсии и ПБС;
  • целенаправленность действий;
  • потенциальные способности и их соответствие возрасту;
  • наличие препятствующих факторов.

Категория «инвалид» присваивается ребенку, если у него имеются ограничения хотя бы по одному из критериев и установлена одна из трех степеней этого ограничения.

Если у ребенка диагностирована умственная отсталость в тяжелой форме, то ему либо сразу присваивается категория «ребенок — инвалид», либо не позднее, чем через два года.

Если в течении четырех лет после первичного освидетельствования, ребенок признан инвалидом и в результате лечебных и реабилитационных мероприятий степень ограничений снизить не удалось, то устанавливается бессрочная инвалидность (без необходимости повторного переосвидетельствования) еще до достижения ребенком 18 лет.

Прогноз и уровень жизни при ДЦП

Детский церебральный паралич является неизлечимым заболеванием, так как нарушения мозговых структур при нем необратимы. Однако состояние ребенка при ДЦП в целом остается стабильным, так как болезнь не прогрессирует.

При физической, медикаментозной терапии, педагогических занятиях, использовании ТСР, а также при нормальном умственном развитии ребенка его жизнь в человеческом социуме может быть вполне полноценной, нужно только научиться жить с этим сложным диагнозом.

Загрузка…

Источник: https://ZaSpiny.ru/raznoye/cerebralnyj-paralic.html

Дцп – причины возникновения и основные симптомы: что это за болезнь и лечится она или нет

ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — не одно заболевание, а группа двигательных расстройств. Отклонения возникают во время перинатального периода (с 22 недели беременности до седьмого дня после появления на свет). У больных детей наблюдаются задержки в физическом развитии, нарушения речи, дисфункция двигательной системы.

Общая характеристика ДЦП

Детский церебральный паралич может включать в себя разные виды отклонений: параличи и парезы, изменения в опорно-двигательной системе, нарушения речи, неустойчивая ходьба и др.

У детей с ДЦП могут развиваться нарушения психики, эпилепсия. Зрение и слух ухудшаются. Эти проблемы возникают как следствие повреждений головного мозга.

Чем обширнее и серьезнее поражение, тем нарушения в организме опаснее. Детский церебральный паралич не может развиваться, поскольку повреждение структур головного мозга всегда ограничено.

Обратите внимание! По мере взросления может показаться, что его состояние только усугубилось. В действительности нарушения становятся более явными на фоне трудностей в обучении и общении. Эти проблемы незаметны, пока малыш не умеет ходить и не ест сам.

Диагностика отклонения производится при помощи клинических и анамнестических данных. Люди, у которых диагностировали патологию, должны непрерывно проходить реабилитацию. Они нуждаются в постоянном лечении.

Мировая статистика регистрирует 1 случай патологии на 1000. По России этот показатель составляет 2-6 случаев на 1000. Недоношенные дети страдают от этого отклонения в 10 раз чаще. Последние исследования доказали, что половина всех детей с детским церебральным параличом были рождены преждевременно.

ДЦП – одна из ведущих проблем в современной педиатрии. Ученые утверждают, что больные дети появляются чаще не только из-за ухудшения экологии, но и из-за медицинских методов неонатологии, позволяющих выхаживать младенцев с различными серьезными патологиями.

Формы детского церебрального паралича

У патологии есть несколько различных форм. Спастическая диплегия – одна из самых распространенных. Впервые ее описал английский ученый – Литтл.

Для этой формы характерно поражение нижних конечностей, руки и лицо повреждены не так сильно. Спастическая диплегия поддается лечению. Реабилитация проходит тем быстрее, чем лучше развиты руки.

Довольно распространена и атактическая форма ДЦП. У больных мышечный тонус очень низкий, но сухожильные рефлексы выражены довольно ярко. У детей слабо развита речь из-за повреждения ых связок. Причина такого состояния – недостаточное поступление кислорода к плоду при беременности, травмы лобной доли головного мозга.

Причины ДЦП у новорожденных

Больные дети обычно появляются вследствие недоношенности. Непосредственные причины возникновения ДЦП при беременности:

  1. Нарушения в структуре головного мозга.
  2. Кислородное голодание плода при беременности.
  3. Венерические заболевания у матери (самая опасная инфекция – генитальный герпес).
  4. Несовместимость групп крови матери и плода.
  5. Травмы головного мозга, полученные в период вынашивания или во время родов.
  6. Токсическое отравление головного мозга в младенческом возрасте.
  7. Неправильно проведенные роды.

Считается, что наличие хронических серьезных заболеваний у матери и употребление вредных веществ – это основные причины ДЦП у новорожденных детей. Такие болезни, как сахарный диабет, анемия, гипертонический криз, краснуха и др. провоцируют возникновение поражений мозга у плода.

Это важно! Прием некоторых медицинских препаратов также воздействует неблагоприятно на развитие плода, к ним относятся, например, транквилизаторы и антидепрессанты.

Каждый случай ДЦП индивидуален. Точная причина появления отклонений обычно точно не известна, так как на организм матери и плода действуют, как правило, несколько неблагоприятных факторов.

Существует заблуждение, что патология возникает из-за проблем с сосудами. Но это неверно, так как все сосуды у маленьких детей очень податливые и растяжимые, они не могут повредиться самостоятельно. Нарушения в сосудистой системе младенца могут появиться только в результате травматического воздействия.

Чтобы провести успешное лечение детского церебрального паралича, специалистам необходимо установить основную причину появления отклонений.

Лечение

Чаще всего поставленный диагноз «Детский церебральный паралич» не является приговором. Если подойти к лечению отклонения комплексно и правильно, вести активную реабилитацию.

Взрослый с ДЦП может быть полноценным человеком, способным завести семью и достичь успехов в карьере. Паралич остается с человеком навсегда, однако его негативное влияние можно минимизировать своевременным лечением.

Чтобы достичь хорошего результата, необходимо вовремя диагностировать патологию и приступить к терапии как можно скорее.

ДЦП лечится – это очень длительный и сложный процесс, чем обширнее повреждения мозга, тем оно сложнее. Основная роль отводится немедикаментозным методам борьбы с отклонениями.

Взрослые люди с ДЦП, прошедшие основной интенсивный курс лечения в детстве, могут стать полноценными членами общества.

Больные проходят курс лечения специальными препаратами, им делают массажи, нормализующие тонус мышц.

Необходима регулярная лечебная физкультура, а также упражнения, помогающие скорректировать моторику. Занятия с логопедом и психологом обязательны. В некоторых случаях требуется вмешательство хирурга.

Интенсивные реабилитационные меры необходимо проводить вплоть до восьми лет, когда мозг пребывает в стадии активного развития. В это время здоровые участки мозга берут на себя функции поврежденных.

Лечебный курс практически всегда направлен на улучшение моторики для каждого больного. Восстановительные меры необходимо проводить в течение всей жизни, но в детстве на них следует обратить наибольшее внимание. Только так реабилитация будет максимально эффективной.

В последнее время часто практикуются лечебные методы, которые построены на контакте с животными. Такое общение положительно влияет на настроение, его психику. К таким методам можно переходить только с разрешения врача.

Врачи часто назначают войт- и бобат-терапию. Это лечебные практики, направленные на стимуляцию движений, связанных с безусловными рефлексами. Цель данных методик – привести моторную активность больного в нормальное состояние, сформировать привычки.

Существуют специальные тренировочные костюмы, рассчитанные на детей с нарушениями в опорно-двигательной системе. Например «Адели» или «Гравистат». Они помогают исправить неправильные положения конечностей, привести тонус мышц в норму за счет их растяжения.

Правильное положение туловища, ног, рук устанавливается при помощи особых фиксаторов, пружин. Больной находится в лечебном костюме некоторое время и пытается двигаться.

Лечение таким методом проводится курсами, пребывание в костюме становится все дольше с каждым последующим сеансом.

Когда у больного возникает патологическая импульсация в мозге, необходимо нейрохирургическое вмешательство.

Операции подобного рода очень сложные, их суть заключается в разрушении определенных структур мозга, которые ответственны за продуцирование патологических сигналов. Иногда вживляются имплантаты, подавляющие импульсацию.

Хирургическое вмешательство ортопеда нужно в тех случаях, когда нужно устранить деформации рук, ног и суставов. Они делаются в целях облегчения ходьбы и любого другого движения. К примеру, операция на ахилловом сухожилии помогает восстановить правильное положение стопы.

Большинство терапевтических мер применяются в специальных медицинских учреждениях для детей с детским церебральным параличом. Методики лечения должны практиковаться и дома.

Обратите внимание! Наиболее благоприятным является санаторно-курортное лечение. Санатории, специализирующиеся на детях с параличом, имеют особое оборудование и наилучшие условия для эффективного лечения.

Детский церебральный паралич необходимо лечить сразу же, как был поставлен диагноз. Если ничего не предпринимать, то состояние может ухудшиться из-за патологий развития. Такому малышу понадобиться лечиться не только от паралича, но и от приобретенных ортопедических проблем.

Вывод

Детский церебральный паралич – серьезное отклонение, но с ним возможно жить. Несмотря на то, что паралич не излечим полностью, взрослый человек с ДЦП может жить полноценной жизнью, если проводить постоянные реабилитационные меры.

причина появления этого отклонения – недоношенность. Матери должны следить за своим здоровьем и самочувствием, чтоб малыш мог родиться здоровым.

Источник: https://doktora.guru/nevrologiya/dtsp-prichiny-vozniknoveniya-i-osnovnye-simptomy.html

Дцп бывает, если неправильно приняли роды? а интеллект страдает? вылечить можно? важные вопросы о церебральном параличе — meduza

ДЦП

Это детский церебральный паралич. Так называют целую группу нарушений, при которых человеку становится сложно контролировать движения и удерживать позу.

Это происходит из-за повреждения мозга, которое никуда не может исчезнуть, но вместе с тем и не прогрессирует.

Часто бывает, что еще нарушается чувствительность, возможность общаться, случаются судорожные приступы и возникают костно-мышечные проблемы.

Почему говорят «детский церебральный паралич»? У взрослых его не бывает?

В России действительно распространен этот термин, и церебральный паралич всегда проявляется уже в детстве, но во всем мире говорят просто — «церебральный паралич». «Это дань традиции, — пишет в ответ на вопрос „Медузы“ физический терапевт, директор АНО „Физическая реабилитация“ Екатерина Клочкова.

— Церебральным параличом занимались детские неврологи, которые хотели как-то отграничить состояние от параличей у взрослых, а вопрос о соответствии международной терминологии в СССР не стоял. Термин устоялся.

Мы потихоньку стараемся переучивать, пишем и говорим, где можем, „церебральный паралич“, но процесс трудный».

Правда, что к церебральному параличу могут привести неправильно принятые роды?

Такое происходит реже, чем принято думать. Чаще всего нарушения возникают еще в период беременности, но бывает, действительно, это случается во время родов или в первые годы жизни человека.

Есть популярное мнение, что едва ли не главная причина церебрального паралича — кислородное голодание ребенка, которое иногда возникает при родах; на самом деле, с этим связан только 1% всех случаев церебрального паралича.

Как правило, церебральный паралич возникает не по одной, а сразу по нескольким причинам. Многие дети с церебральным параличом — это дети, родившиеся раньше 36 недель и/или весившие меньше 2500 граммов. У них выше риск развития состояний, которые повреждают мозг: например, кровоизлияния.

Во время беременности может случиться внутриутробная инфекция, произойти задержка развития плода или какие-то серьезные нарушения в работе плаценты — и бывает, что это приводит к церебральному параличу.

После родов к его возникновению может привести менингит, падение с высоты или ситуация, когда ребенок захлебнулся и долго находился без кислорода — словом, есть немало причин и факторов риска.

Люди с церебральным параличом чем-то отличаются от остальных по умственным способностям?

Да — в половине случаев, но степень когнитивных нарушений может быть очень разной.

Беда еще в том, что окружающим бывает сложно оценить способности человека с церебральным параличом: человек может очень плохо контролировать свое тело, не говорить или говорить очень невнятно, и люди делают по этим признакам поспешные заключения о его уме.

Чтобы преодолеть эту преграду, человеку с церебральным параличом нужны альтернативные средства коммуникации.

Для общения используют разные устройства: от компьютеров, синтезирующих речь (все видели такой у Стивена Хокинга), до напечатанных на бумаге и заламинированных карточек с рисунками. «Все дети могут учиться и развиваться, вне зависимости от вида и тяжести церебрального паралича, а задача взрослых — помочь им в этом», — говорит детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца» Святослав Довбня.

В каком возрасте можно понять, что у ребенка церебральный паралич?

По словам Екатерины Клочковой, в первые дни жизни можно диагностировать повреждение мозга, но говорить о церебральном параличе и о его конкретной форме нельзя. Дело в том, что церебральный паралич — это патология развивающегося мозга, и должно пройти время, чтобы стало понятно, будет ли у конкретного ребенка с поврежденным мозгом церебральный паралич или мозгу удалось справиться. 

Обычно ясность появляется в первые два года.

Тогда, помимо прочих симптомов, становится очевидна задержка двигательного развития: ребенок не переворачивается, не садится, не ходит, несмотря на то, что «пришло время», или делает это с большой задержкой.

В таком случае врач может дать направление на магнитно-резонансную томографию — как правило, это происходит, когда ребенку исполняется два года. Иногда диагноз нельзя поставить и до пяти лет.

В России часто находят церебральный паралич там, где его нет, путая его с другим заболеванием или вариантом нормы.

От церебрального паралича можно как-то защититься?

Грамотное наблюдение беременности — уже хорошая помощь. Если роды преждевременные, единственное средство, которое доказанно снижает риск развития церебрального паралича — сульфат магния. Если во время родов случилось кислородное голодание, врачи понижают температуру тела ребенка в первые 72 часа до 33–35 ℃.

Это делается очень осторожно и с применением специальных устройств (например, технологичных одеял). Пакетами со льдом пользуются только в развивающихся странах: это небезопасно и не так надежно. Грамотный интенсивный уход после тоже важен.

К сожалению, в России в этих случаях часто применяют и , хотя их безопасность и эффективность не доказана.

Церебральный паралич лечится?

Строго говоря, это необратимое повреждение мозга, но это не означает, что ничего нельзя сделать. Нужно стремиться к тому, чтобы человек был настолько самостоятельным, насколько возможно. Это называется абилитация. Еще говорят .

Для начала специалист определяет состояние ребенка по определенным шкалам. В частности по Классификации больших моторных функций (GMFCS). Если коротко, она показывает, насколько человек контролирует свое тело.

I уровень — ребенок сможет ходить без ограничений, V уровень — он сможет передвигаться в инвалидном кресле, но не управлять им. Оценить состояние ребенка очень важно, чтобы понять, какого прогресса можно ждать, какие ставить цели и с помощью каких инструментов их добиваться.

Если у ребенка V или даже III уровень, он не сможет ходить сам без опоры на хоть сколько-нибудь длительные расстояния, даже если будет заниматься много часов каждый день.

«Иногда я вижу родителей, которые полностью отдают себя своему ребенку и хотят заниматься дольше, чем я рекомендую, — говорит физиотерапевт, профессор Университета Нью-Мексико Мэрибет Баркоси. — Это не очень хорошо, особенно если в семье есть другие дети». 

Говорят, люди с тяжелой формой церебрального паралича иногда начинают ходить. Это правда?

Нет. По мнению Екатерины Клочковой, такие истории возникают по нескольким причинам. По ее словам, дело в том, что поначалу нарушения могут казаться тяжелыми, и врачу «проще сказать, что все будет плохо, подготовить к худшему, а потом „ура-ура! мы же лечили, вот и помогло“».

Бывает и так, что, казалось бы, тяжелая форма течения на самом деле ни о чем не говорит. Например, даже при уровне II GMFCS ребенок не ходит до четырех лет, и это нормально.

Кроме того, эту шкалу утвердили только 20 лет назад, а до России она дошла еще позже, то есть люди, которые родились раньше 2000-х, в принципе не могли получить точный прогноз. Поэтому говорить о том, что они с помощью определенных методов «перескочили» на другой уровень, нельзя.

И, наконец, в тяжелой ситуации нормально хотеть чуда, поэтому подобные истории очень активно распространяются вне зависимости от их правдивости.

Эту тему много обсуждали из-за фильма «Временные трудности». Герой фильма не может передвигаться без поддержки, но со временем справляется со всеми признаками церебрального паралича. Специалисты еще до выхода фильма подозревали, что эта история вымышлена — так и оказалось.

Бывает и так, что причина двигательных нарушений — в генетических и  нарушениях. Особенно это вероятно, если не было никаких факторов риска или симптомы нельзя назвать типичными.

Иногда выясняется, что эти нарушения не имеют отношения к церебральному параличу и на проявления болезни можно повлиять с помощью диеты или лекарств. Бывает, что установленные генетические причины глобально не меняют ситуацию.

«У нас в практике каждый год таких детей несколько, — пишет Екатерина Клочкова. — Мы отправляем [ребенка] к внимательному генетику и получаем какую-то комбинацию генных нарушений.

Здорово, если такие нарушения уже описаны, и родители, и мы можем на что-то ориентироваться (ожидать каких-то особенностей развития, знать прогноз), но чаще всего прогноз остается неясным — такие нарушения очень-очень редкие и собрать статистику не удается».

Есть масса всяких методов, лекарств, которые вроде как помогают при церебральном параличе — что реально работает?

У человека с церебральным параличом могут быть не только проблемы с контролем над движениями, но и эпилепсия, ухудшение слуха, боли и множество других заболеваний и состояний. Со всем этим должны работать профильные специалисты. Что касается именно управления своим телом, то здесь нужно следовать нескольким принципам.

1. Самые эффективные методы — это такие, когда ребенок сам что-то делает и у этого чего-то есть цель. Другими словами, не пассивные движения и не движение ради движения. И, например, пассивный массаж, популярная Бобат-терапия (в англоязычной литературе это neurodevelopmental therapy), тейпирование не доказали свою эффективность. 

2. Занятия не должны ограничиваться специальным учреждением. «Если час в день со специалистом, а потом все равно как перемещаем, сажаем, все равно как играет, то ничего хорошего не будет, — пишет Екатерина Клочкова. — Это не значит, что вся жизнь — это упражнения. Это значит, что мы, взрослые, то есть люди без инвалидности, окружающие ребенка, делаем среду вокруг него развивающей».

3. В помощи должна участвовать целая команда специалистов. «Физический терапевт в первую очередь фокусируется на двигательных навыках, равновесии, координации, развитии, как ребенок двигается, как ему стоять или сидеть, — объясняет Мэрибет Баркоси. — Эрготерапия — про то, как ребенок проводит время.

Для многих детей это игра, одевание, возможность взять еду и положить ее в рот. Не съесть: все, что происходит во рту, — это дело логопеда. Эрготерапия — это тем не менее довольно широкое понятие. Оно, например, включает помощь ребенку писа́ть, подготовиться к школе, научиться планировать. То есть это больше про руки и познание.

Физическая терапия — больше про тело, про большие движения тела».

4. Подход должен быть, что называется, семейно-ориентированным, то есть специалисты должны исходить из потребностей семьи и самого ребенка.

«Может быть, ребенок еще не передвигается самостоятельно, но маме нормально, — объясняет в выступлении на IV форуме „Каждый ребенок достоин семьи“ клинический психолог АНО „Физическая реабилитация“ Ирма Джаошвили.

— Но то, что он не говорит, ее очень сильно волнует, потому что ей никак его не понять. И это будет главная вещь. У родителей есть уникальная возможность: они сами выбирают, мы не навязываем им цели, но, конечно, можем помочь [выбрать]».

Каково это — жить с церебральным параличом в России?

Это может быть тяжело, и в первую очередь из-за того, что грамотную помощь сложно получить. «Пока все зависит от случая, — говорит Святослав Довбня. — Частная инициатива, продвинутые специалисты озаботились тем, чтобы каким-то образом внедрить новые знания. Таких людей очень много.

Но вся система целиком построена безотносительно потребностей детей с нарушениями. На сегодняшний день в России непонятно, к кому идти, если у вас есть такой ребенок. В странах, где используют доказательные подходы, логопед будет заниматься глотанием и жеванием.

Эрготерапевт будет заниматься тем, как лучше использовать руки во время кормления, какое адаптивное кресло использовать, как сделать адаптивную ложку. У вас будет педиатр, который подумает, не надо ли ребенку поставить гастростому, чтобы основной объем пищи шел через нее, и при этом параллельно учить ребенка есть.

В нашей ситуации, скорее всего, скажут: „Мамочка, идите и накормите“, потому что это не является зоной ответственности ни одного специалиста».

Опрошенные «Медузой» эксперты , что в целом современный подход практикуют следующие компании: АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), центр реабилитации «Апрель» (Москва), Центр реабилитации и абилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями «Милосердие» (Москва), государственный реабилитационный центр «Надежда» (Тюмень), Центр детской психоневрологии (Тула), АНОО «Солнечный круг» (Тольятти) и центр реабилитации «Три сестры» (Московская область).

Благотворительный фонд «Дом с маяком» помогает людям с церебральным параличом (до 25 лет) только в тех случаях, если есть дополнительные тяжелые нарушения. Благотворительная программа «Уверенное начало» (Москва) помогает детям до трех лет. Также за помощью можно обратиться в фонды «Обнаженные сердца» и «Галчонок».

Дарья Саркисян

Особая благодарность за помощь в подготовке материала фонду «Обнаженные сердца» и физическому терапевту Екатерине Клочковой.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/11/12/dtsp-byvaet-esli-nepravilno-prinyali-rody-a-intellekt-stradaet-vylechit-mozhno

Без ОРВ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: